О проблемах сферы образования, о личных качествах педагога и федеральных программах — рассказала начальник управления образования Александра Петрова

Буквально с разницей в одну неделю отмечают профессиональные праздники педагоги: работники дошкольного образования и учителя. На сегодняшний день систему образования Среднеколымского района представляют 23 образовательных учреждения, это, несомненно, очень большой фонд, от успешного развития которого зависит будущее всех нас. О том, как обстоят дела в одной из самых крупных сфер района, рассказала начальник улусного управления образования Александра Павловна ПЕТРОВА.

  • Александра Павловна, вы работаете начальником управления образования с этого учебного года, а в образовательной отрасли Вы уже довольно давно, имеете солидный опыт. Расскажите, пожалуйста, о себе нашим читателям.

Моя малая родина связана с такими историческими именами как Тыгын Дархан, повелителем большинства якутских родов и племен, который стремился объединить народ Саха в 17 веке, М.Е. Николаевым, первым президентом Республики Саха(Якутия), рекой Леной, Ленскими столбами. Я родилась в Хангаласском улусе (и этим горжусь), училась в музыкальной школе, окончила факультет иностранных языков Якутского государственного университета, очную аспирантуру. Защитила кандидатскую диссертацию, работала в системе высшего образования, на руководящих должностях среднего и высшего образования. Непрерывное образование – это про меня. Люблю получать новые знания, учиться новому, постигать неизведанное.

  • А как вам наш Среднеколымск? Бывали здесь ранее?

В Среднеколымск я приехала осенью этого года впервые. Хотя я была в большинстве арктических районов нашей республики, город поразил меня современными крупными зданиями и объемом проведенных работ, людьми, которые создали и живут в этом городе. Все, с кем я здесь познакомилась, открытые и позитивные люди, стремящиеся к дальнейшему развитию и преобразованиям.

  • Первым вашим мероприятием стало сентябрьское совещание, где была определена основа работы на этот учебный год. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

Сентябрьское совещание работников образования района в этом году проведено в особенный для работников образования год –«Год педагога и наставника» в РФ. Также в республике он был объявлен «Годом труда».
На совещании были определены направления дальнейшего развития системы муниципального образования. Обсудили совершенствование муниципальной стратегической программы развития качества образования «Халыма кэскилэ», инициированной главой района Лаптевым И.В.

Система образования улуса развивается в соответствии с вызовами времени. Безусловно, вектором развития стало участие в 2023 году педагогической общественности в работе 2-х съездов: 14 съезда учителей и педагогической общественности и 2 съезда учителей якутского языка и литературы, на которых приняты концептуальные документы — Концепция развития образования Республики Саха (Якутия) до 2030 года и Концепция преподавания якутского языка, литературы.

Фото: Участники сентябрьского совещания

В Среднеколымском улусе, как и по всей республике, реализуются национальные проекты «Образование», «Демография», «Цифровая экономика», а также ведомственные проекты «Совершенствование организации питания в дошкольных и общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия)», проекты в рамках проекта «Эффективный регион» и другие.

За 2020-2023 годы в рамках национального проекта «Образование»в районе создано: 6 Центров естественно- научной и технологической направленностей «Точка роста», 4 Центра цифровой образовательной среды, а также центр «Молодые профессионалы». МБДОУ «Саhарга» оснащено оборудованием для работы консультационного центра для детей с ОВЗ с 6 месяцев из всего района.

В последние годы поступательно укрепляется материально- техническая база школ, детских садов. В рамках реализации федеральной программы «Модернизация школьных систем образования» завершены капитальные ремонты в МБОУ «Средняя школа им Н.И.Шарина», МБОУ Алеко-Кюельская СОШ им. Г.Г. Софронова». В рамках реализации Общереспубликанского движения добрых дел «Моя Якутия» вводится в эксплуатацию д/с «Кэскил» с. Налимск на 30 мест.

  • К вопросу о качестве образования: каков его уровень в районе по результатам ЕГЭ в Среднеколымском районе за последние 3 года?

Достигнутые результаты по всем предметам ЕГЭ- за последние три года ниже среднего по Республике Саха (Якутия)и по Российской Федерации. Достигнутые результаты по итогам ОГЭ по всем предметам –ниже среднего по РС(Я). Необходим глубокий анализ по всем предметам во всех школах и организация работы по использованию эффективных методов и технологий обучения по улучшению качества образования .

  • Известно, что в сфере образования очень много вакансий, как решается этот вопрос на уровне региона и муниципалитетов? Сколько в этом году прибыло специалистов в наш район?

Как и по всей стране в школах района остро не хватает учителей. Не хватает учителей по таким предметам как «математика», «русский язык и литература», «английский язык», «начальные классы», «химия и биология».
Хотя на федеральном и региональном уровне приняты программы по поддержке учителей, количество вакансий на педагогические специальности только растет. Это такие программы как «Земский учитель», «Обеспечение жильем педагогических работников».

Главой Республики принято решение по повышению заработной платы на 70% молодым специалистам, с оплатой проезда до места работы. В этом году в наш район прибыло 7 молодых учителей.
Для привлечения кадров в этом году администрацией МО «Среднеколымский район» будет разработана отдельная муниципальная программа. Необходимо также строительство жилья для учителей как в городе, так и в селах.

  • Не секрет, что помимо кадровой политики, проблемных вопросов много. Какие самые сложные именно по линии образования и как они решаются?

Основная проблема, которую надо решить, это, в первую очередь, укрепление материально- технической базы образовательных учреждений. Вопрос включен в перечень поручений Главы республики Николаева А.С. В районе необходимо строительство новых школ и проведение капитальных ремонтов. Отсутствие качественной связи и доступа к широкополостному интернету, высокие тарифы ценовой доступности образуют цифровое неравенство- и это тоже очень актуальная проблема.

  • Есть такое крылатое выражение, что Педагог – это не профессия, а дар, призвание, которым владеют не все. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать педагог?

Я выделю основные качества, которыми должен обладать современный учитель, это:
— Квалифицированность
— Мобильность
— Эмпатия и этичность
— Уверенность и управление собой
— Интерес к технологиям и образовательным трендам
— Ответственность
И в завершение хочу поздравить педагогическую общественность в профессиональный праздникк « День учителя». Дорогие учителя, коллеги, спасибо вам за ваше понимание, доброту, терпение, за щедро дарованные знания и труд. Желаю вам благополучия в жизни, крепкого здоровья на долгие годы, профессиональных успехов!!! Желаю вам новых побед во благо развития арктического образования, успешной реализации федеральных проектов в районе.

  • Спасибо за ответы! ником! С праздником!

Автор: Жанна Константинова

Фото: Александра Петрова

Читайте дальше