В МБДОУ «ЦРР детский сад «Сказка» работают — энтузиасты своего дела с большой буквы! Поведаю вам сегодня об одном из них, музыкальном руководителе, посвятившей много лет благородному делу развития музыкальных, танцевальных навыков детей дошкольного возраста. Это Соколова Надежда Афанасьевна.
Она окончила «Московскую академию профессиональных компетенций» по специальности — профессиональная деятельность в сфере дошкольного и начального общего образования «Учитель ритмики». После, еще два учебных заведения, как она объяснила для развития и самосовершенствования, это: 1) Негосударственное частное образовательное учреждение высшего образования «Московский институт экономики, политики и права» профессиональная деятельность в сфере «Дополнительное образование детей и взрослых». 2) Частное профессиональное образовательное учреждение «Международный от-крытый колледж» г.Одинцово 44.02.04. специальное дошкольное образование, квалификация — воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и сохранным развитием.
Надежда Афанасьевна имеет первую категорию как музыкальный руководитель. Она — педагог, который постоянно находится в поиске, а именно — ищет новые методы, разрабатывает их сама, внедряет успешно в практику, является педагогом-новатором, вдумчиво и кропотливо подходит к своим задачам. Из которых она считает главной- создание эффективной коррекционно-развивающей работы, помогающей преодолеть нарушения мыслительной деятельности, снижение функций внимания и памяти у детей, развивающей потенциальные возможности ребенка.
Так ею была создана авторская программа «Комплекс нейропсихологических и кинезиологических игр в режимных моментах ДОУ». (Нейропсихология — наука о взаимосвязи памяти, внимания, речи, мышления и т.д. с работой мозга, его отделов, правого и левого полушария). (Кинезиология — наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения).
Не секрет, что в последнее время значительно увеличился процент детей с отставанием и различными отклонениями в развитии. Разработанный Надеждой Афанасьевной эффективный комплекс кинезиологических упражнений, основанный на изучении специальной литературы и научных трудов; позволяет активизировать межполушарное воздействие, а значит — улучшить мыслительную деятельность и речь, синхронизировать работу полушарий, способствует улучшению памяти и внимания, заметно повышает стрессоустойчивость, развивает мелкую и крупную моторику, ориентировку в пространстве. Игры и упражнения из этой программы воспитатели используют при проведении физкультминуток во время занятий. Педагог-психолог использует их в индивидуальных и групповых занятиях. Также, очень часто Надежда Афанасьевна использует их во время проведения музыкальных занятий.
Возьмем к примеру нейроробику, в ней главный принцип постоянно изменение шаблонов действия (колечко, пальчики здороваются). Очень интересны игры в парах, здесь дети работают двумя руками одновременно, учатся координировать свои действия, развивают концентрацию, произвольность внимания, а это необходимо детям с нарушениями в раз-витии речи.
Для развития этих детей эффективны игры для нейропсихологической коррекции-(ладошки) с условными схемами (круг-кулачок, прямоугольник-ладонь). Постепенно схемы усложняются, добавляются (ребро, вертикальный и горизонтальный кулачки). Упражнения Надежда Афанасьевна проводит с музыкальным сопровождением. Программа содержит еще много интересных, веселых, снимающих эмоциональное напряжение игр-упражнений. Они помогают весело, активно провести время с детьми, могут быть использованы при проведении различных мероприятий, досугов, развлечений. Безусловно, благодаря разработке Надежды Афанасьевны качество образования в ДОУ повысилось еще больше. Нейроигры, кинезиологические игры и упражнения в разных режимных моментах проводятся регулярно в течение всего дня, что положительно сказывается на процессах обучения, развития интеллекта, улучшает физическое, психическое, эмоциональное здоровье ребенка.
Автор: Иванова Саргылана, педагог-психолог ЦРР «д/с «Сказка»