2024 год объявлен Годом образования в Среднеколымском улусе. И сегодня наш гость – начальник МКУ «Среднеколымское районное управление образования» Александра Павловна Петрова. Она рассказала редакции «Халыма долгуннара» об итогах государственной итоговой аттестации за 2023/2024 учебный год и задачах образования на ближайшие годы.
Сегодня муниципальная система образования представлена 23 образовательными учреждениями: 11 школами, 12 детскими садами дошкольного образования, 3 учреждениями дополнительного образования с общим охватом 1071 обучающихся школ, 421 воспитанниками дошкольных образовательных учреждений. Работников – 661, в том числе учителей – 325, воспитателей — 91.
Итоги государственной итоговой аттестации (ГИА) 2023/2024 учебного года в улусе.
Всего в этом году единые государственные экзамены (ЕГЭ) сдали 75 выпускников школ района. Аттестаты за курс средней общеобразовательной школы получили 74 выпускника, 1 выпускник не смог преодолеть минимальный порог по базовой математике и русскому языку.
Медалью «За особые успехи в учении» I степени награждены 2 выпускника, медалью «За особые успехи в учении» II степени – 6 выпускников, это Тырылгин Ренат, Слепцова Анита, Винокурова Сардана, Третьяков Арсентий, Кондакова Дарина, Бандерова Анастасия, Кокорина Лилиана, Слепцова Елизавета (в 2023 г.- 1).
В основной период 12 выпускников не достигли нижний порог по таким предметам как «математика», «химия», «русский язык», «информатика», «обществознание», «английский язык».
Наибольший средний балл (свыше 50) достигнут по «математике» (профильный уровень), биологии, географии и литературе. Вместе с тем, наблюдается снижение средних показателей по таким предметам как «русский язык», «математика» (базовый). Предмет «Физика» на протяжении последних двух лет никто из выпускников не сдает.
Количество выпускников, сдавших экзамены по выбору обучающихся от одного до пяти, предмет «обществознание» выбрали 11.
Основные государственные экзамены (ОГЭ) за курс основного общего образования в этом году сдали 103 выпускника 9 класса. Количество выпускников, не получивших аттестат в основной период — 14, что составило 13,59 % от общего количества выпускников школ при общей успеваемости- 86,41 %.
Дополнительный период пересдачи экзаменов ОГЭ в сентябре преодолели 12 обучающихся, что составляет 88,35% общей успеваемости. Двое обучающихся переведены на повторное обучение в 9 класс.
Приоритетные целевые ориентиры образования
Главная цель — повышение качества образования. Она включает создание современных безопасных условий обучения и воспитания, повышение образовательных результатов, решение кадровых вопросов и внедрение инноваций для дальнейшего развития образования. Показателем повышения качества образования является самоопределение выпускников школ, дальнейшее обучение по получению профессий и возвращение в родной улус. Сегодня по улусу остро стоит вопрос нехватки учителей, врачей, авиаторов, кадров в сфере коммунальных служб и жизнеобеспечения др.
В этом году 61 выпускников школ района поступили в ссузы Республики Саха (Якутия) и других субъектов Российской Федерации. 13 выпускников поступили в высшие учебные заведения.
Создание необходимых условий обучения и воспитания подрастающего поколения реализуется через федеральные проекты «Современная школа», «Модернизация школьных систем образования». Это – строительство новых современных школ, садов и проведение капитальных ремонтов. Особенно это важно для Арктических районов, как наш, где работа в этом направлении активно не велась в последние 60 лет.
Одним из самых важных направлений образования является воспитание социально ответственной личности в соответствии с общественными духовно-нравственными и семейными ценностями. Для координации и управления этой работой в каждой школе для этого введены новые должности советников директора по воспитанию.
Также особое внимание уделяется повышению квалификации учителей, как одному из факторов повышения качества обучения. За счёт бюджета муниципального района проведены четыре курса повышения квалификации с приглашением лекторов из СВФУ имени М.К. Аммосова, ИРОиПК имени С.Н. Донского-II, РПМК и ЯПК-1 с охватом 332 учителей и воспитателей.
В новых геополитических и социально-экономических условиях развития страны основными целевыми ориентирами современного образования являются технологическое (инженерное) образование, бизнес образование, функциональная грамотность (способность использовать приобретенные навыки в решении повседневных жизненных задач).
Сегодня все образовательные учреждения района являются участниками федеральных и региональных проектов национального проекта «Образование»: «Современная школа», «Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ребенка», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на поддержку таланта и способностей каждого ребенка. В каждой школе района созданы Центры «Точки Роста», «Цифровая образовательная среда» реализуется в 5 школах. Все это, а также работа IT– центра будет направлена на реализацию дополнительных образовательных программ по «Робототехнике», «Медиаобразованию», «БПЛА», «3D-моделирование», «Графическому дизайну», «Программированию и конструированию».
В 2023г. подписан договор между МКУ «Среднеколымское районное управление образования» и ГАНОУ РС(Я) «Республиканский ресурсный центр «Юные якутяне» на базе МБО ДО «ЦТ Спектр» по созданию муниципального центра дополнительного образования, целью которого является образование и развитие детей в области технологического и технического образования школьников.
Знание школьниками истории своей страны, основанного на достоверных исторических фактах, воспитание подрастающего поколения, привитие любви к своей Родине (малой и большой), осмысление ими истории прошлого и настоящего, знание истории происхождения своего рода, родного языка и культуры, готовность защиты Родины — это приоритетные направления современного образования.
В соответствии с Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на территории района реализуется программа «Одаренные дети». В 2023 году в олимпиадном движении на муниципальном уровне приняло 228 детей, из них призеров — 117, победителей — 51.
Всего на региональный этап ВсОШ были приглашены 26 учащихся из 9 образовательных учреждений района. Не получили приглашение по таким предметам: химия, информатика, физика, математика, экология, литература, география, физкультура, технология, английский язык, черчение.
Победителем и призером регионального этапа ВсОШ стали: Саввинов Дьулустан Фрументьевич, ученик 7 класса МБОУ «Сылгы-Ытарская СОШ им. А.Н. Явловского» («астрономия»), Тырылгина Анна Егоровна, ученица 10 класса МБОУ «Сватайская СОШ им. Г.Г.Колесова» («якутский язык»).
Новации в образовании
В современном российском образовании сегодня идет реформирование системы образования: школьное образование претерпевает крупномасштабные изменения на федеральном и региональном (муниципальном) уровне, что обусловлено созданием суверенного Российского государства.
В образовательный процесс Российского образования сегодня внедряются:
— единые федеральные образовательные программы дошкольного и школьного образования;
— единые федеральные рабочие программы;
— единые учебники;
— единые каникулы;
— единые внеурочные занятия: «Разговоры о важном», «Россия – мои горизонты»;
— единый регламент поднятия Российского флага в начале недели;
— единый календарь воспитательных мероприятий.
Эти нововведения обязательны для каждой школы и детского сада Российской Федерации и нашего муниципалитета.
Во всех учреждениях созданы школьные спортивные клубы, школьные театры, работают медиацентры с целью развития гражданской позиции, социальной активности, профилактики деструктивных проявлений в детской и молодежной среде.
Особая роль отводится работе классных руководителей в тесном взаимодействии с учителями предметниками в осуществлении гражданского и патриотического воспитания.
Пересмотрено содержание новых учебников «История России», «Всеобщая история», пересмотрен учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины», возвращены уроки «Труда», школьники будут привлекаться к общественно полезному труду.
Совершенствуется система профессиональных проб, участие в федеральных проектах «Билет в будущее». Накапливается опыт по реализации программ профориентации совместно с ГКУ РС(Я) «Центр занятости населения Среднеколымского улуса».
В целях исполнения Указа Главы РС(Я) от 30.12.2023 г. № 177 разрабатывается Портфель проектов «Развитие единой муниципальной системы образования Среднеколымского района». Куратор и финансовый менеджер проекта – администрация МР «Среднеколымский улус (район)» (глава Лаптев И.В.), руководитель проекта – МКУ «Среднеколымское РУО) (начальник Петрова А.П.), администраторы – руководители образовательных организаций. Сроки реализации: 2024-2030 годы. Портфель мероприятий базируется на двух разделах: «Качество образования Колымы: процесс, условия, результат», «Талант и успех детей Средней Колымы».
По итогам сентябрьского совещания работников системы образования от 14 сентября 2024 года принята резолюция, куда вошли основные направления работы образовательных организаций на новый учебный год. Деятельность муниципальной системы образования будет направлена на создание единого муниципального образовательного пространства по направлениям федерального проекта «Школа Минпросвещения России»: «Знание: качество и объективность», «Воспитание. Профориентация», «Творчество. Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи», «Учитель. Школьная команда», «Образовательная среда», «Дошкольное образование». По каждому направлению определены задачи на предстоящий год.
Всё сегодня в образовании меняется и обновляется: школа, ученик, учитель, технологии.
Кто он, современный ученик?
Современные школьники — это поколение, которое выросло в эпоху Интернета, было окружено цифровыми технологиями. Современному ученику характерна клиповость мышления, которая пришла на смену понятийному (словесно-логическому) — теперь дети учатся не сопоставлять и применять полученные знания, а презентовать то, что удалось быстро выхватить из контекста. Cовременные ученики — независимы, критичны по отношению к взрослым.
Каков современный учитель?
Учитель сегодня во многом отличается от педагога прошлого. Современный учитель – это учитель который воспитывает новое поколение digital natives, не представляющих себя без смартфонов, планшетов, компьютеров. Современный учитель знает закономерности интернета, IT-технологий, знает психологию личности, физиологию детей, умеющий находить подход к каждому ученику и направлять детей на сотворчество, является экспертом в образовательном, информационном и социокультурном пространстве, наставник для детей, помощник -родителям. Главный смысл деятельности каждого учителя – это создание успеха каждого ученика.
В заключение Александра Павловна пожелала всем работникам образования, чтобы труд учителя и воспитателя всегда приносил свет знаний и вдохновение, а также терпения, мудрости и заботы, которые делают мир лучше, детей — умнее и добрее.
Дополнительную информацию можно узнать: г.Среднеколымск, ул. Ярославского, д.11, 103 каб. Телефон. +7(41156) 41-408. и на сайте https://mkuuo-srednekol.obr.sakha.gov.ru
Автор: Светлана Третьякова