О первом штатном режиссере Народного театра

В оспенную зиму 1878-1879 года колымский доктор коллежский советник (по современному, подполковник медицинской службы) Гаевский с помощью своего лекарского ученика (фельдшера) Макарьева организовал в городе постановки. Чем вызвана театральная деятельность прикомандированного лекаря, по делам архива, выяснить не удалось. Возможно, для понижения негативного фона от последствий оспы, уполовинившей горожан, и унесшей три четверти «сельчан».

Якуты Алазеи обреченно пировали, покорно ожидая прихода «бабушки» — черной оспы.

В зиму 1889-1890 года самодеятельный театр возродили ссыльные. Мотив понятен – займешься чем угодно, скрашивая 10-12-летнюю высылку. Одним из вдохновителей постановок сценок из классиков в большом опустевшем доме купцов Бережновых являлся одесский репортер. Создавал сценарии, готовил декорации, костюмы, накладывал грим и актерствовал. Южанин из Таврической губернии оставил около десятка внебрачных детей в городе, в с. Нижнеколымском, Верхнеколымском, 3-м Байдунском наслеге (ныне Сен-Кельский). Но оказался «сексотом» — секретным сотрудником жандармерии, и, в отличие от двух детей «правильного» Цыперовича, потомки не захотели признавать отцом провокатора.

Между прочим, А. Пэнн, рожденный в нижнеколымской части – основатель первой Израильской киностудии. В предреволюционные годы вновь в Среднеколымске под руководством одного из Бережновых (художника Пантелеймона) лицедействовали ссыльные и горожане. Им было далеко до «звезды граммофона» А. Вяльцевой, «мегазвезды» немого «синематографа» В. Холодной, но колымчане не унывали.

Не унывали и играли в годы смуты 1920-х, в кровавые 1930-е, в военные 1940-е, «оттепельные» 1950-е, и доигрались до создания в Среднеколымске к осени 1969 года Народного театра.

По раскладам судьбы первым штатным режиссером колымских артистов стала сельчанка.

Созонова Екатерина Константиновна, 9.07.1942 г.р., уроженка местности Тумуҕахтаах Алазейского наслега Среднеколымского района. В 1949 году поступила в «0»-й класс Орловской неполной средней школы (семилетка) и окончила 7 классов. Продолжила обучение в городской средней школе, по болезни отставала от одноклассников. Позднее окончила 10 классов вечерней школы. Ещё обучаясь в 7-м классе, приезжий учитель физики Георгий Михайлович Гоголев привлек к постановке драмы С.П. Ефремова «Ини-бии». (Ещё тогда на репетициях подумала: «Тяжелый труд у артиста!»). По окончанию средней школы трудилась дояркой Арылахской МТФ в Алазейском отделении совхоза «Среднеколымский». В 1964 году сдала экзамены приехавшей в Среднеколымск приемной комиссии (одна из членов комиссии учительница музыки Карабанова-Слепцова Л.Г.) и поступила в Якутское РКПУ на театральное отделение. Мечтала поступить на хоровое отделение, но приехавший на приемные экзамены М.М. Неустроев посоветовал иное. Боясь перечить опытному педагогу, согласилась, хотя о режиссуре не имела никакого представления. Вместе с ней поступили в культпросветучилище Созонова Н.Д., из Алеко-Келя и горожанка Гуляева К.А.. Пропустив один год по болезни, окончила культпросветучилище в 1967 году и назначена заведующей Аргахтахского сельского клуба. Здание СДК холодное, топили железные полубочки, кровля отсутствовала, потолки земляные и текли. Электричества не было, часто проводили мероприятия при свечах. Из музыкальных инструментов запомнился баян, но часто не было хорошего баяниста.

В 1969 году стало известно о создании при городском РДК народного театра. Подруга Клара Алексеевна Гуляева, с которой учились в культпросветучилище (она окончила хоровое отделение) и служила худруком в РДК, предложила её кандидатуру, и завотделом культуры Слепцов И.И. назначил режиссером.

Народный театр — это не драмкружок, ответственность большая, к тому же Е.К. Созонова из сельской глубинки и не имела особого опыта. Основной костяк театральной труппы, люди намного старше возрастом, и многолетние участники постановок различных пьес. Так что, молоденькому режиссеру приходилось прислушиваться к мнению «ветеранов-театралов». Выступили перед «строгой комиссией» и представителем из Якутска достаточно удачно, хотя и не без «шероховатостей». Членов комиссии не помнит. Постановка произведения И. Находкина «Улахан доҕор» позволила защитить коллективу звание Народного театра. С этой пьесой гастролировали по району.
Здание РДК в тот период отапливалось несколькими печами, заведовала клубом Сидорова А.Л.. Созонова Е.К. проживала в Среднеколымске у маминой сестры Александры Авксентьевны Шустиковой.

В последующие годы Созоновой Е.К. не довелось ставить крупные пьесы. Наиболее значительная постановка — «Суорума суолламмыт» Д.К. Сивцева – Суоруун Омоллон. По большей части объезжали наслеги со сборными концертами, играли краткие сценки. Большой успех выпадал на «самородка» И.А. Третьякова-Тош Ивана, известного и на республиканских подмостках. В 1974 году сылгы-ытарец экстерном закончил режиссерское отделение ЯРКПУ.

В начале 1973 года среднеколымские артисты участвовали в конкурсе-фестивале фольклора народов Севера. Зональный отбор проводился в п. Дружина Абыйского района. Все, и артисты, и руководители культуры, и руководство района в легкой панике, фольклорное искусство особого развития в районе не имело. Наскоро отрепетировали «народную пьесу» «Таал-таал эмэхсин», привлекли умельцев-фольклористов. Выступили, в общем, не очень удачно, выручил артист и художник И.А. Третьяков.

К осени 1973 года по семейным обстоятельствам Созонова Е.К. вернулась в Аргахтах худруком СДК и работала до 1982 года. Затем длительно работала секретарем сельсовета Алазейского наслега.

Более полувека минуло со дня создания Народного театра. Не являюсь театралом, и мало понимаю в этом, но давно не слышал о «крупных» постановках в клубе. Может, «вышли из моды», либо переродились в сольные «короткометражки»? Порой случайно наблюдаю, как девчонки скачут перед телефоном (для «Тик-Тока»?).

Автор: Мирослав Никитин, август 2024 г.
Фото: Е.К.Созонова, с.Аргахтах, 1942г.

Читайте дальше